Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
 - ВУЗ
Система подготовки
Программы
Целеполагание
Содержание учебного материала
Эксперимент
 - Школа
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена



Глава 1. Структура и содержание учебного материала

Краткие итоги


   
   Несмотря на то, что анализу были подвергнуты теоретические наработки представителей разных научных школ и материалы передового педагогического опыта, количество рассмотренных работ оказалось ограниченным. Объем анализа без особого труда можно было бы расширить. Но даже в рамках проведенной работы бросаются в глаза следующие обстоятельства:
   1.Большое количество видов учебного знания и их структурных элементов.
   При этом ни один из упомянутых выше авторов не использует в своих работах всего обозначенного арсенала. В частности, это можно объяснить тем, что в дидактическом плане методологические знания в рамках традиционных учебных дисциплин являются в первую очередь инструментом, позволяющим оптимизировать процесс усвоения предметных знаний. Оперативность использования методологических знаний повышается с уменьшением их объема.
   2.Терминологическая неупорядоченность выделяемых видов знания и их структурных элементов. Об этом говорит значительное количество понятий, заключенных в скобки.
   3.Неоднозначность смысла, вкладываемого в одни и те же, или близкие по звучанию понятия.
   4.Неопределенность отнесения отдельных элементов знания к тому или иному их виду.
   5.Очень многие работы, связанные с проблемой структурирования и систематизации учебного материала так или иначе предполагают его преобразование, переход к структурам, отличающимся от структуры традиционных учебников и учебных пособий. Отход от структуры текстов учебников наблюдается внутри ряда учебников (краткие итоги, обобщающие таблицы) и даже в структурах, ориентированных на отражение принципа систематичности знаний, как одного из главных принципов построения учебников. Цели преобразования учебного материала различны, начиная от инструмента, позволяющего представить материал в более удобном для усвоения виде и кончая самоцелью, реализация которой позволяет решать дополнительные дидактические задачи.
   6.Работа по систематизации и структурированию учебного материала почти всегда связана с его крупноблочным представлением.
   7.Наиболее часто встречающимися способами оформления систематизированного материала являются структурно-логические схемы, обобщающие таблицы, опорные конспекты, опорные сигналы.
   8.При схематизации учебной информации преобладает тенденция однородные элементы знания представлять в соответствии с единой логической структурой.
   9.Логическая структура учебного материала имеет, как правило, нелинейный характер. Каждый ее элемент является сложным в структурном отношении.
   10.Логические структуры учебного материала, даже разрабатываемые в рамках конкретных учебных дисциплин и методических систем, часто выходят на общедидактический уровень и имеют возможность приложения их в рамках, по крайней мере, цикла учебных дисциплин.
   11.Опыт логического структурирования учебного материала, накопленный в теории и практике обучения, можно отобразить в дидактической модели логической структуры знания о научном явлении, процессе, состоянии объекта. Эта модель не является универсальной, но имея интегративный характер и включая в себя элементы других структур, может быть принята в качестве базовой при обучении студентов педагогического университета конструктивно-проектировочной деятельности.
   12.Интегрированная дидактическая модель логической структуры учебного материала может за счет своей унифицированной формы, сокращения количества элементов знания, подлежащих усвоению, способствовать эффективности формирования предметных и методологических знаний.
   13.Знание о физическом явлении можно считать всесторонним и полным, когда в единстве и взаимодополнении находятся процессы его описания и объяснения, когда в развернутом виде раскрыты его качественная, количественная, сущностная, прикладная стороны. Такому знанию соответствует интегрированная структурно-логическая схема изучения любого физического явления.
   14.Структурно-логические схемы позволяют решить вопросы отбора элементного состава учебного материала, установить последовательность и связь элементов между собой. Вопросы конкретного содержания учебного материала, его объема, жанра, эмоциональной насыщенности, знакового отображения информации могут быть решены через построение "максимального", "минимального" текстов, логических конспектов, систему вопросов.
   15.Дидактической единицей "максимального текста" является не параграф, а завершенный в логическом и содержательном плане раздел.
   16."Максимальный текст" является элементом сложного комплекса. Вне этого комплекса его дидактическая ценность невелика.
   17."Минимальный текст" - это текст, выстроенный в соответствии с интегрированной логической структурой изучения физического явления, представляющий в сжатом, лаконичном виде минимум полной информации по предложенному вопросу.
   18.В логических конспектах зашифрованная с помощью различных знаков информация объединяется в блоки, количество и последовательность которых задана логической структурой учебного материала.
   Способом преобразования информации, содержащейся в "максимальном тексте" является перевод информационных сообщений из утвердительной формы в вопросительную и обратно. Последовательность вопросов отражает структуру "максимальных текстов" и соответствует интегральной логической схеме изучения физических явлений.

Назад Дальше
Содержание
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ