Глава 1. Структура и содержание учебного материала
§ 4. Конструирование учебных текстов, ориентированных на интегрированную структурно-логическую схему изучения физических явлений
4.6. Вопросы
   
   Еще одним способом преобразования информации, содержащейся в "максимальном тексте" является перевод информационных сообщений из утвердительной формы в вопросительную и обратно.
   Системы вопросов широко распространены в методиках преподавания различных учебных дисциплин, в том числе и физики. Они включены в качестве самостоятельного элемента во многие учебники физики, присутствуют в сборниках задач наряду с собственно задачами, выделены в специальные сборники. Анализ школьных учебников физики, наиболее распространенных сборников вопросов и задач позволяет выделить два обстоятельства, касающихся интересующей нас проблемы.
   1. Авторы учебников и сборников вопросов являются представителями разных научных школ. Учебники и сборники вопросов созданы в существенно разные временные промежутки. Сборники вопросов носят самостоятельный характер и не ориентированы на какие-либо конкретные учебники. Сборники вопросов ориентированы на одни учебники, а учитель работает по другим учебникам.
   Перечисленные и аналогичные им проблемы ведут к тому, что ряд вопросов оказывается невостребованным в учебном процессе, а иногда и просто непонятным. Различная структура используемых дидактических средств, если эта структура не является специальным объектом изучения, не способствует усвоению структуры учебного материала, а часто ведет к разориентации ученика в области овладения ею.
   2. В случае, если вопросы составляются автором самого учебника и согласуются с основным текстом, то оказывается естественным, что структура вопросов повторяет структуру учебника. Таким образом, если текст учебника не ориентирован на какие-то определенные логические схемы, не ориентированными на них оказываются и системы вопросов.
   Специфика составленных нами вопросов заключается в следующем:
   1. Вопросы не сопровождают каждый отдельный параграф, а выделены в каждом разделе в отдельный самостоятельный блок.
   2. Последовательность вопросов отражает структуру максимальных текстов и таким образом соответствует интегральной логической схеме изучения физических явлений.
   3. Грамматическое построение и содержание вопросов таково, что отражает специфику тех элементов знания, к которым они относятся.
   Приведем примеры вопросов к разделу "Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества" с указанием в скобках их типов.
   - Какими способами можно прочно соединить два тела друг с другом без применения специальных механических приспособлений? (На знание опытных фактов).
   - Каковы внешние отличительные и общие характеристики газов, жидкостей и твердых тел? (На обобщение опытных фактов).
   - Что называется диффузией? (На определение понятия).
   - В чем, с точки зрения молекулярно-кинетической теории строения вещества, состоит принципиальное отличие газов, жидкостей, твердых тел? (На знание модели)?
   - Приведите примеры физических эффектов, предсказываемых молекулярно-кинетической теорией строения вещества? (На знание логических следствий).
   - Приведите примеры использования физических эффектов, основанных на диффузии, в быту. (На практическое применение)?
   4. В составе "максимального текста" уже содержится некоторое количество вопросов. На большинство из них ответы даны. Но часть вопросов обозначена в порядке постановки проблемы, ее обострения. Часть вопросов носит риторический характер. Эти вопросы с некоторым видоизменением могут быть включены в основной блок вопросов, но следует иметь в виду, что они не будут носить репродуктивного характера и ответы на них также будут требоваться не всегда.
   В качестве примера приведем вырезки из фрагмента "максимального текста", содержащие ряд именно таких вопросов.
   "Слово "температура" каждый из нас и слышал, и произносил огромное число раз. Чаще всего, вероятно, это понятие употреблялось нами в связи с другими понятиями: холодно, тепло, жарко, горячо. Но давайте задумаемся, всегда ли мы вкладываем в это понятие одно и то же содержание?
   В конце - концов, всегда ли мы действительно сами понимаем то, о чем говорим? Вот только несколько примеров.
   Давайте прикоснемся рукой к какому-нибудь деревянному, а потом к металлическому предмету. Сравним наши ощущения. Не хочется ли нам сказать, что металлический предмет холоднее деревянного? А может быть, стоит сказать, что металлический предмет имеет более низкую температуру, чем деревянный?...
   В мороз вы надели шубу. Через некоторое время вы согрелись, вам стало тепло. Вы правда думаете, что вас согрела шуба? Если нет, то это уже хорошо. А что с вами происходило, когда вы согревались? Ваша температура повышалась? Если вы считаете, что да, то вспомните, что показывал термометр, когда вы были больны?...
   Вы знаете, что вода при обычных условиях кипит при температуре 100 градусов по шкале Цельсия и это несложно проверить. Но, вероятно, вы слышали и о том, что температура на поверхности Солнца несколько тысяч, а в недрах - несколько миллионов градусов.
   Вы представляете себе, что это такое? А откуда это известно?
   А может ли температура быть как угодно большой?
   А как угодно маленькой?
   А что такое "457 по Фаренгейту"?
   Вопросов слишком много. Чтобы ответить на них, давайте прежде всего честно поставим такой вопрос: что такое температура?"
   На основе текста в дальнейшем строятся следующие вопросы:
   - Известны ли Вам примеры неправильного использования понятия температура? Если да, приведите их.
   - На морозе вы прикасаетесь к металлическому и деревянному предметам. Одинаковы или различны их температуры? Как вы объясните различие ваших ощущений?
   - Почему в Санкт-Петербурге 20-градусный мороз переносится гораздо хуже, чем в Сибири?
   - Вы вышли из холодной воды и легли загорать. Вскоре вы согрелись, а затем вам стало жарко. Как вы объясните изменение ваших ощущений? Что происходило с температурой вашего тела?
   - На каких принципах основано измерение температуры медицинским и комнатным термометрами?
   - Как можно было бы измерить температуру стали в доменной печи?
   - Как можно было бы узнать температуру в недрах Солнца?
   - Что такое температура?
   5. Наряду с вопросами предметного содержания в перечень вопросов включены вопросы методологического характера, ответы на которые связаны со знаниями о видах знания, его структуре, путях получения, проверки. Примерами таких вопросов являются следующие:
   - Каков принцип проведения опыта по введению понятия температуры?
   - Каковы принципы построения температурных шкал Цельсия, Фаренгейта, Реомюра?
   - Как получить единицу универсальной газовой постоянной?
   6. Уровень сложности вопросов, включаемых в перечень, неодинаков. Выделяются простые вопросы репродуктивного характера. Ответы на эти вопросы в явном виде даны в тексте.
   Пример: "Чем отличаются друг от друга кристаллы различных веществ?"
   Информативно более емким, а поэтому несколько более сложным является вопрос: "Где меньше энергия взаимодействия частиц: в кристалле или в расплаве, находящемся при той же температуре? На основании каких данных можно высказать соответствующее суждение?"
   Вопрос: "При действии некоторой силы на тело длиной 5 см, его относительная деформация оказалась равной 0,3 %. Что означает это число?", требует для ответа пусть небольшого, но выхода за рамки готового знания. Уровень сложности его выше, чем у предыдущих вопросов.
   Наконец, к разряду наиболее сложных вопросов, требующих не только глубоких знаний, но и сообразительности, умения увидеть истинный вопрос, относятся вопросы типа такого: "При решении задачи на расчет модуля упругости твердого тела ученик получил ответ: Е=100 Па. Попытайтесь, не заглядывая в справочники, учебники и сборники задач, прокомментировать полученный ответ".
Содержание