Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
 - ВУЗ
Система подготовки
Программы
Целеполагание
Содержание учебного материала
Эксперимент
 - Школа
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена



Глава 1. Структура и содержание учебного материала

§ 4. Конструирование учебных текстов, ориентированных на интегрированную структурно-логическую схему изучения физических явлений

4.5. Логические конспекты


   
   Случаев, когда у человека появляется потребность представить большой объем информации в краткой, конспективной форме достаточно много. Особенно это относится к учебной информации. Конспектирование учебного материала в ряде случаев обусловливается физической невозможностью записывать текст лекции или какого-либо другого выступления со скоростью произнесения речи. В ряде случаев человеку необходимо подготовить реферативный обзор большого количества разрозненных источников информации. Иногда, как это бывает, например, на экзаменах, человек ограничен временными рамками при воспроизведении информации. Иногда требуется систематизировать материал и выделить в нем главное.
   Рассматривая проблемы систематизации учебного материала, А.М. Сохор пишет: "Трудность материала часто состоит в том, что он не укладывается в некую единую систему, доступную мгновенному (или достаточно быстрому) обозрению. Создание подобной системы усложнено обстоятельством, достаточно часто упоминаемым в современной литературе, - ограниченностью объема кратковременной памяти (знаменитое "магическое число" 7+2). Главный путь преодоления этой последней сложности - объединение, обобщение элементов мысли, элементов рассуждения. Это и есть одна из основных задач, равно занимающих тех, кто учит, будь то популяризаторы или авторы учебников" [53, с. 66].
   В различных случаях, в зависимости от преследуемых целей и имеющихся возможностей, учебная информация сознательно подвергается преобразованию. К способам преобразования информации относятся стенографирование, использование математической и логической символики, различного рода сокращения слов и словосочетаний, представление информации в виде рисунков, чертежей, схем. Конспект учебного материала является формой представления преобразованной информации и в нем могут найти место различные способы ее отображения.
   Особой формой конспектов являются "опорные сигналы". Достаточно подробно "опорные сигналы", технология их составления и работы с ними описаны в работах В.Ф. Шаталова и его последователей [78, с. 33-57; 79, с. 45-63; 81, 39].
   В "опорных сигналах" информация, относящаяся к крупным, завершенным по каким-либо позициям блокам, предельно сжимается до уровня отдельных слов в предложениях или целых рассказах, аббревиатур, рисунков и т.д.
   Главные требования, предъявляемые к знакам, с помощью которых кодируется преобразованная информация, заключаются в том, чтобы эти знаки имели ключевой характер, могли воздействовать на эмоциональную сферу человека, хорошо запоминались. Знаки могут объединяться в группы, выделяемые линиями, цветом или другим способом. Одна из основных идей использования "опорных сигналов" состоит в том, чтобы вспомнив знакопору, человек мог воспроизвести всю закодированную с его помощью информацию.
   Формой "опорных сигналов" являются "опорные конспекты", часто отличающиеся от первых тем, что имеющиеся в них опоры, сочетаются с информацией, представленной в более развернутой форме. "Опорные конспекты" также широко используются в педагогической практике и хорошо описаны в литературе, о чем уже упоминалось выше.
   Логические конспекты во многом похожи на "опорные сигналы". В то же время у них есть существенные отличительные признаки.
   Принципиально от "опорных сигналов" они отличаются тем, что в них закодированная информация не просто объединяется в блоки по произвольному основанию.
В логических конспектах наличие, название блоков, их количество, последовательность определяются логической структурой учебного материала.

   В нашем случае логические конспекты отражают общую структуру изучения физических явлений и соответствуют приведенным выше структурно-логическим схемам и их видам. В целом, к построению логических конспектов предъявляются следующие требования:
   1. Информационные сообщения, носящие завершенный характер, должны сворачиваться до предельно возможного объема и кодироваться с помощью различных знаков.
   2. В качестве знаков могут использоваться отдельные слова или словосочетания, сокращенные слова, аббревиатуры, логические и математические символы, символы собственного изобретения, схематичные рисунки, простейшие чертежи и эскизы, графики, уравнения.
   3. Знаки, вносимые в конспект, должны иметь роль опор, по которым в дальнейшем будет восстанавливаться информация. В связи с этим, в конспектах должны отсутствовать развернутые суждения, подробные выводы уравнений, если объектом анализа не является сам процесс вывода.
   4. Знаки, отбираемые для внесения в конспект, должны носить ключевой характер. Знаки, отображающие малозначимую информацию, в конспект, как правило, не вносятся.
   5. При конструировании знаков и их отборе предпочтение отдается ярким, образным, хорошо запоминающимся знакам.
   6. Знаки должны быть опознаваемы не только их автором, но и людьми, имевшими знакомство с исходной развернутой информацией, закодированной с помощью этих знаков.
   7. Знаки должны соответствовать исходной информации и вызывать у человека, воспроизводящего информацию, именно те образы, которые появлялись у него при знакомстве с исходной информацией.
   8. Конспект не должен быть пересыщен знаками. Количество знаков и их расположение в конспекте должно способствовать запоминанию материала.
   9. Все знаки должны объединяться в логически завершенные группы, соответствующие структуре изучения физического явления или ее части.
   10. Последовательность расположения знаковых групп в конспекте должна соответствовать последовательности расположения соответствующих блоков в структурно-логической схеме конспектируемого материала.
   11. Весь конспект учебного материала должен располагаться на одной странице и охватываться одним взором.
   12. В случае пересыщенности информацией, конспект должен делиться на части. Каждая часть должна содержать полный, завершенный блок информации, соответствующий качественному, количественному, сущностному или прикладному аспекту описания явления. Для каждого аспекта изучения явления может составляться несколько конспектов (например, для каждого отдельного прибора или механизма).

Назад Дальше
Содержание
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ