Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
 - ВУЗ
Система подготовки
Программы
Целеполагание
Содержание учебного материала
Эксперимент
 - Школа
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена



Глава 1. Структура и содержание учебного материала

§ 3 Интегрированная дидактическая модель логической структуры учебного материала по элементарному курсу физики

3.7 Интегрированная структурно-логическая схема изучения физического явления


   
    Обобщая сказанное, можно представить логическую структуру изучения и представления любого физического явления в виде следующей схемы (рис.3-23):









Рис. 23. Интегральная структурно-логическая схема изучения
физического явления.

   Как уже говорилось выше, знание о физическом явлении можно считать всесторонним и полным, когда в единстве и взаимодополнении находятся процессы его описания и объяснения, когда в развернутом виде раскрыты его качественная, количественная, сущностная, прикладная стороны. Такому знанию соответствует приведенная выше структурная схема.
   Вместе с тем, в различных ситуациях и по разным причинам мы можем представлять знание о явлении только с отдельных позиций, либо представляя его все же в развернутом виде, смещать акценты в область одних позиций в ущерб другим позициям. Сами описание и объяснение могут быть подробными и схематичными, доказательными и догматичными. Доказательство может быть разноплановым и односторонним, одно и многошаговым.
   Будучи принципиально согласованными с общей структурно-логической схемой изучения явления, конкретные схемы изучения различных явлений в зависимости от задач обучения могут быть различными.
   Если речь идет только об описании сущности явления, механизме его протекания, простейшая структурно-логическая схема может соответствовать одному из приведенных выше вариантов обобщенного плана изучения физической теории. Такие схемы могут хорошо применяться в ситуациях, когда требуется представить готовое знание, относящееся к области конкретной науки, в нашем случае физики. Знания о способах получения предметных знаний, их структуре в таких структурно-логических схемах не отражаются.
   В том случае, когда нас интересует ход рассуждений при вскрытии сущности явления, объяснении механизма его протекания, простейшая структурно-логическая схема будет соответствовать циклу научного познания.
   Чтобы в приводимых примерах схемы были представлены в компактном виде, введем условные обозначения:

Ф - факты;
Г - гипотеза;
М - модель;
Сл. - следствия;
Э - эксперимент.

   На рис. 24 и 25 показаны структурно-логические схемы, отражающие сущностную сторону двух тем курса физики: "Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества" и "Идеальный газ".

Рис. 24. Структурно-логическая схема изучения сущностного аспекта темы "Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества"


Рис. 25. Структурно-логическая схема изучения сущностного аспекта темы "Идеальный газ"


Назад Дальше
Содержание
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ