Глава 1. Структура и содержание учебного материала
§ 4. Конструирование учебных текстов, ориентированных на интегрированную структурно-логическую схему изучения физических явлений
4.1 Проблемы и задачи построения учебных текстов
   
   Структурно-логические схемы различного вида, в том числе и интегрированная схема изучения физических явлений, служат лишь своеобразными скелетами, которые для превращения их в учебные тексты должны обрасти словами и предложениями, символами и уравнениями, рисунками, графиками, фотографиями и другими знаками, в различной форме отображающими информацию, проектируемую для изучения.
   В дидактическом плане структурно-логические схемы имеют самостоятельную ценность, но с точки зрения изучаемого предмета более важными представляются учебные тексты, нанизанные на эти структуры. Схемы вносят ясность в вопросы отбора элементного состава учебных текстов, последовательность расположения и связь элементов между собой. Но открытыми остаются вопросы знакового отображения информации, ее объема, жанра текстов, их эмоциональной насыщенности и многие другие.
   Проблема построения учебных текстов напрямую связана с проблемами вербальной и невербальной коммуникации. Д.Д. Зуев в одном из выпусков сборника "Проблемы школьного учебника" определяет текст следующим образом: "Основная вербальная система универсальной (конкретной) модели текста учебника, расположенная непосредственно у вершины ее структурной иерархии. Раскрывает содержание учебника, обеспечивая последовательное и максимально полное изложение и аргументацию учебного материала, включаемого в процесс обучения в соответствии с программой. Носитель основной информации, определяющей существо и дозировку предметных знаний, предназначенных для усвоения" [16, с.331].
   Таким образом, согласно определению, в первую очередь разговор, конечно, идет о речевом общении посредством учебных текстов. Но, коль скоро тексты планируется использовать в процессе профессионально-методической подготовки учителей физики, в частности, при реализации ими четвертого элемента содержания образования - эмоционально-чувственного опыта, избежать проблем невербальной коммуникации при построении учебных текстов не удастся. Действительно, учебные тексты, выполняя функцию коммуникации, направлены на передачу не только знаний, но и отношений, чувств.
   Нами была поставлена задача научить студентов строить учебные тексты так, чтобы информация отражалась в соответствии с заранее заданной структурой, представлялась различными способами, с помощью различных знаковых форм, в разном объеме. Для этого мы сами должны были построить тексты, которые могли бы выполнять функции образцов и использоваться на первых этапах обучения.
   Такие тексты были построены и нашли свое воплощение в учебнике [74] и учебных пособиях [75, 77].
   Формами представления информации явились "максимальный", "минимальный" тексты, логические конспекты и система вопросов. Рассмотрим требования, которые предъявляются к каждой из названных форм представления учебной информации.
Содержание