Глава 1. Структура и содержание учебного материала
§ 3 Интегрированная дидактическая модель логической структуры учебного материала по элементарному курсу физики
3.2 Явление и сущность в учебном познании
   
   Важнейшая, правда не единственная, задача научного и учебного познания явления состоит во вскрытии его сущности - "совокупности глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы.
   ...Познание сущности возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Оно представляет собой качественный скачок от эмпирического к теоретическому уровню познания, связано с раскрытием главным образом определяющего в предметах, законов их изменения и развития. Это сопровождается переходом от описания к объяснению явлений, к раскрытию их причин и оснований"[67, с.361]. Познание сущности предполагает познание причин возникновения и источников развития рассматриваемого объекта, раскрытие путей его формирования или технического воспроизведения, создание в теории или на практике его достоверной модели, свойства которой соответствуют свойствам оригинала. Наряду с раскрытием сущности явления в задачу его познания входит объяснение и обоснование сформулированных ранее законов, определение сферы их применимости, установление соотношения с другими законами.
   Из сказанного следует, что познание сущности явлений может происходить на эмпирическом и теоретическом уровнях, оно предполагает их описание и объяснение, установление связи с практикой. Здесь следует сделать оговорку относительно понятия "уровень познания", который в сознании связывается с отношениями "выше - ниже", "проще - сложнее". С дидактической точки зрения имеет смысл заменить понятие "уровень познания" на понятие, индифферентное по отношению к названным отношениям (например, точка зрения, позиция), поскольку познание эмпирического и теоретического этапов научного исследования может иметь самостоятельное и равносильное значение.
   Таким образом, обобщая, можно утверждать, что физические явления (процессы, эффекты, состояния) могут изучаться с качественной, количественной, сущностной, прикладной позиций. Целостное представление о явлениях складывается, когда они рассмотрены со всех позиций в их взаимосвязи друг с другом. Однако, в зависимости от поставленных задач, изучение какого-либо явления может и не носить целостного характера, а рассматриваться только с отдельных позиций.
   Например, все рассуждения, приведшие Ньютона к знаменитому закону всемирного тяготения, сама формулировка этого закона и его применение к практическим расчетам связаны лишь с ответом на вопрос: "Как взаимодействуют между собой тела?". Вопрос: "Почему тела взаимодействуют между собой?" Ньютоном даже не ставился. Однако, отсутствие объяснения механизма тяготения нисколько не умаляет заслуги Ньютона и не снижает значимости открытого им закона. Знание водителем устройства, назначения каждого элемента, процесса работы, эксплуатационных характеристик двигателя своего автомобиля также относится к физическому знанию. Но это знание может не предполагать ни знания законов термодинамики, на которых основана работа этого двигателя, ни опытных фактов, которые привели к установлению этих законов.
Содержание