Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
 - ВУЗ
 - Школа
Учебные программы
Контрольные материалы
Учебники
Эксперимент
Задачники
Логические конспекты
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена


Школа/Учебные программы


Назад          Скачать



ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 и 11 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССА ЛИЦЕЯ № 86


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

   Преподавание физики по данной программе предполагает выделение в явном виде пяти взаимосвязанных и в то же время относительно независимых составляющих: предметной, методологической и общеучебной.
   В физико - математическом классе физика изучается на повышенном, по сравнению с гуманитарными и общеобразовательными классами, уровне сложности, на ее преподавание отводится 6 часов в неделю. Согласно отводимому нормативу времени, уровень сложности учебного материала соответствует уровню преподавания физики в средней общеобразовательной школе периода периода перехода на новую модель обучения (начало 70-х годов 20 в).
   Оценка текущей успеваемости, все виды промежуточной и итоговой аттестации носят относительный характер и могут сравниваться только внутри заданных профиля и уровня обучения.
   Положительная оценка "удовлетворительно" ставится, если учащийся показывает знание вопроса.
   Оценка "хорошо" ставится, если учащийся показывает знание вопроса и умение применить это знание в стандартной ситуации, не носящей творческого характера.
   Оценка "отлично" ставится, если учащийся показывает знание вопроса, умение применить его как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, носящих творческий характер.
   Предметная составляющая физики, как правило, ориентирована на изучение физических явлений, процессов, состояний с качественной, количественной, сущностной, прикладной позиций.
   Изучение явлений, процессов, состояний с качественной позиции предполагает проведение соответствующих наблюдений, постановки демонстрационных и лабораторных опытов, в ходе которых ученики будут учиться наблюдать, фиксировать факты, получаемые в ходе наблюдений, формулировать суждения единичного и общего характера, анализировать получаемую информацию, осуществлять ее синтез, формировать физические понятия.
   Изучение явлений, процессов, состояний с количественной позиции предполагает введение производных физических величин, описывающих эти явления, процессы, состояния и установление связей между физическими величинами. Предполагается, что и введение величин, и установление связей между величинами будет проводиться на экспериментальной основе или, в крайнем случае, со ссылкой на эксперимент, который поставить в учебном процессе, по тем или иным причинам, нельзя.
   При раскрытии сущности изучаемых явлений, процессов, состояний, знание не должно преподноситься ученикам в готовом виде. Для объяснения полученных в ходе наблюдений и экспериментов фактов, должны выдвигаться гипотезы, строиться модели. Гипотезы следует развивать таким образом, чтобы на логическом уровне реализовывалась их предсказательная функция. Критерием истинности высказываемых суждений должен являться физический эксперимент.
   Изучение любого явления, процесса, состояния должно соотноситься с жизнью, практикой. Ученики должны научиться применять полученные знания для объяснения новых физических явлений, с которыми они могут столкнуться в природе, окружающей жизни, быту, технике.
   В физико - математическом классе должны в максимальной мере найти сочетание формально-логический, математический и наглядно-образный подходы к описанию физических явлений, процессов, состояний. Ученики должны научиться не только описывать и объяснять явления окружающего мира, но и применять знания к решению различного вида физических задач, включая задачи повышенного уровня сложности.
   Предметная составляющая преподавания физики ориентирована на формирование у учащихся знаний фактов науки, системы физических основных и производных понятий и величин, фундаментальных и учебных экспериментов, физических законов, теорий, материала прикладного характера; умений применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях; ценностно-ориентационных установок на положительное отношение к предмету, его преподавание.
   Преподавание предмета должно вестись таким образом, чтобы весь учебный процесс носил воспитывающий характер и способствовал нравственному, эстетическому, экологическому, трудовому, экономическому и другим видам воспитания лицеистов.
   Параллельно с решением проблем обучения и воспитания учащихся, при преподавании физики должно вестись развитие их психических процессов: ощущений, восприятий, наблюдательности, памяти, представлений, мнемических и интеллектуальных свойств, речи, воображения, творчества, эмоций, чувств, мышления, воли; свойств личности: целеустремленности, оригинальности, активности, цельности, моральной восприимчивости, духовного богатства; индивидуально-типологических особенностей личности: темперамента, характера, способностей.
   Особая роль отводится мировоззренческим аспектам преподавания предмета. Кроме того, в физико-математических классах преподавание предмета должно способствовать формированию у учащихся естественно - научного, физического и математического стиля мышления.
   В отдельный блок в программе выносится методологическая составляющая предмета, предполагающая формирование у учащихся знаний о знаниях, их видах и структуре, способах получения, правилах описания.
   Этот блок является обязательным в связи с тем, что во многих учебных предметах, не только естественно - научного, но и гуманитарного профиля, могут быть выделены те же виды знаний, что и в физике. Соответственно, будет аналогичной и структура этих видов знания, и правила описания.
   Изучение методологических вопросов науки позволит ученикам более рационально изучать как физику, так и другие учебные предметы, особенно, если преподаватели этих предметов также выделят методологическую составляющую в явном виде и будут ориентироваться на нее в своей работе.
   Кроме того предполагается, что, освоив методологические вопросы науки и научившись применять их в конкретных ситуациях, ученики в будущем смогут использовать полученные знания и умения в собственной учебной и внеучебной деятельности. В связи с этим, методологическим вопросам науки, связанным с видами знаний, их структурой, способами получения, правилами описания, отводится не меньшая роль, чем знаниям предметным
   Общеучебная составляющая, так же, как и методологическая, предназначена для использования ее внутри предмета и для переноса на другие предметы для рационализации работы с учебным материалом. Владение этой составляющей и умение реализовать ее, также относится к профессионально значимым компонентам деятельности специалиста любого профиля.
   К общеучебной составляющей относятся способы преобразования учебного материала, одним из видов которого является его систематизация, кодирование информации, построение устных и письменных рассказов, работа с учебной и научно-популярной литературой, написание рефератов, проведение наблюдений и экспериментов, обработка их результатов и т.д.
   При изучении физики учащиеся должны научиться сворачивать учебную информацию и представлять ее в виде логических конспектов, структура которых определяется внутренней логикой изучаемого вида знания. При сворачивании информации, учащиеся, в первую очередь, должны освоить такие способы кодирования информации, как использование общепринятых и специальных сокращений, аббревиатур, математических, физических, технических, собственных символов, знаков, рисунков, опорных слов и словосочетаний.
   Разворачивая информацию, учащиеся должны научиться по кратким логическим конспектам воспроизводить полные учебные тексты
   и представлять их в письменной и устной форме.
   Кроме того, в физико-математическом классе вскрывается сущность специфических для преподавания физики вопросов, таких, например, как постановка лабораторного и демонстрационного эксперимента, отбор и решение физических задач, специфика собственно физических понятий и законов.


ПРОГРАММА
ФИЗИЧЕСКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
10 класс
204 часа в год
6 часов в неделю
34 учебные недели
СЕТКА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА ФИЗИКИ 10 КЛАССА


Разделы курса Часы
Повторение курса механики 66
Основы молекулярно - кинетической теории 12
Идеальный газ 18
Пары 6
Жидкости 6
Твердые тела 6
Основы термодинамики 12
Электростатика 18
Магнетизм 12
Повторение и обобщение курса 18
Физический практикум 12
Резервное время 18



ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МЕХАНИКИ
66 час.

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Общие понятия : основная задача механики, механическое движение, материальная точка.
   2. Кинематические понятия (прямолинейное движение): поступательное движение, система отсчета, траектория, перемещение, путь, прямолинейное движение, равномерное прямолинейное движение, скорость равномерного прямолинейного движения, средняя скорость перемещения, средняя скорость прохождения пути, мгновенная скорость, график движения, график скорости, относительность движения, равноперемен-ное движение, равноускоренное движение, равнозамедленное движение, неравноускоренное движение, ус-корение, свободное падение тел, ускорение свободного падения.
   3. Кинематические понятия (криволинейное движение): криволинейное движение, вращательное движе-ние, угол поворота, угловая скорость, период обращения, частота обращения, центростремительное ускоре-ние, касательное ускорение.
   4. Динамические понятия: инерциальная система отсчета, неинерциальная система отсчета, инерция, взаимодействие тел, инертность, масса, сила, деформация, сила упругости, жесткость, гравитация, сила все-мирного тяготения, гравитационная постоянная, сила тяжести, вес, невесомость, сила нормального давле-ния, космические скорости, трение покоя, трение скольжения, сила трения, коэффициент трения, жидкое трение, плечо силы, момент силы, ось вращения, импульс тела, импульс силы, замкнутая система тел, реак-тивное движение, работа силы, кинетическая энергия, потенциальная энергия, потенциальная энергия тела в поле тяжести, потенциальная энергия упруго деформированного тела, мощность, коэффициент полезного действия.
   5. Понятия теории колебаний: колебания, колебательная система, маятник, математический маятник, пружинный маятник, амплитуда колебаний, период колебаний, частота колебаний, гармонические колеба-ния, свободные колебания, вынужденные колебания, затухающие колебания, волна, скорость волны, длина волны, продольная волна, поперечная волна, звук, акустический резонанс, громкость звука, тон звука.
   6.Уравнения, определяющие физические величины:

   7. Законы и уравнения, выражающие связь между величинами:

   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о физической теории.
   2. Структура знания о физическом явлении.
   3. Структура знания об эксперименте по введению физической величины.
   4. Структура знания об эксперименте по установлению зависимости между физическими величинами.
   5. Правила формирования понятий.
   6. Предписания алгоритмического типа по решению кинематических задач.
   7. Предписания алгоритмического типа по решению динамических задач.
   8. Предписания алгоритмического типа по решению энергетических задач.
   9. Подходы к решению физических задач.
   
   ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
   1. Изучение равномерного скольжения тела по наклонной плоскости.
   2. Изучения процесса соскальзывания тела с наклонной плоскости.
   3. Изучение равномерного вращения тела по окружности.
   4. Изучение неупругого соударения двух шаров.
   5. Изучение упругого соударения двух шаров.
   6. Изучение неупругого удара с использованием баллистического маятника.
   7. Изучение процесса деформации различных пружин.
   8. Изучение колебаний пружинного маятника.
   9. Изучение колебаний нитяного маятника.
   10.Изучение движения связанных тел.


ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО - КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА
12 час.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО - КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Три положения МКТ.
   2. Модель строения газов, жидкостей, твердых тел.
   3. Диффузия.
   4. Броуновское движение.
   5. Характер взаимодействия молекул.
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура физического знания.
   2. Схема изучения научной теории.
   3. Гипотеза.
   4. Модель. Виды моделей.
   5. Роль и место физического эксперимента в системе научного знания.
   6. Роль научной теории в системе научного знания.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/1 Слипание свинцовых цилиндров.
   2/2 Упругость газов.
   3/3 Несжимаемость жидкостей и твердых тел.
   4/4 Модель броуновского движения.
   5/5 Броуновское движение.
   6/6 Самопроизвольное распространение запахов.
   7/7 Диффузия медного купороса.
   8/8 Химические реакции.
   9/9 Диффузия водорода через пористую перегородку.
   10/10 Смешивание воды и спирта.
   11/11 Модель смешивания разнородных жидкостей( на примере гороха и пшена).
   
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛЕКУЛ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Электрический характер взаимодействия молекул.
   2. График зависимости межмолекулярных сил от расстояния между молекулами.
   3. График зависимости потенциальной энергии взаимодействия молекул от расстояния между молекула-ми.
   4. Принцип минимума энергии.
   5. Эффекты, предсказываемые на основе графика зависимости потенциальной энергии взаимодействия молекул от расстояния между молекулами (тепловое расширение, испарение).
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Математические модели в физике.
   
    ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/12 Изгиб биметаллической пластины.
   2/13 Различная скорость испарения жидкостей с поверхности предметного стекла.
   
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Метод определения размеров молекул (по растеканию масла).
   2. Линейные размеры молекул.
   3. Число молекул в капле воды.
   4. Относительная молекулярная масса.
   5. Количество вещества.
   6. Моль.
   7. Число Авогадро Na .
   8. Молярная масса.
   9. Соотношение между молярной массой и относительной молярной массой вещества.
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/14 Растекание капли масла по поверхности воды.
   
ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ГАЗОВЫХ МОЛЕКУЛ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Распределение молекул по скоростям (график).
   2. Опыт Штерна.
   3. Значение скоростей газовых молекул.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о физическом эксперименте.
   2. Подход к решению задач на определение скоростей газовых молекул.
   
    ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/15 Модель установки Штерна (определение скорости пули с помощью вращающихся дисков ).
   2/16 Модель установки Штерна (сбивание фишек на вращающемся диске).
   3/17 Диафильм "Опыт Штерна".
   4/18 Диафильм "Молекулы и молекулярное движение".


ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ
18 час.

ДАВЛЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Идеальный газ.
   2. Средняя квадратичная скорость молекул.
   3. Причины давления газа.
   4. Зависимость давления газа от концентрации молекул и их средней кинетической энергии.
   5. Микро и макро параметры системы молекул.
   6. Молекулярно - кинетический подход к описанию процессов в газах.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Идеальный объект.
   2. Математические модели в физике.
   3. Подходы к решению задач.
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/19 Модель давления газа.
ТЕМПЕРАТУРА

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Температура - мера среднекинетической энергии молекул.
   2. Энергетическое содержание градуса.
   3. Постоянная Больцмана.
   4. Температурные шкалы Цельсия и Кельвина.
   5. Связь температуры по шкале Цельсия и Кельвина.
   6. Абсолютный нуль.
   7. Связь среднекинетической энергии и температуры идеального газа.
   8. Термодинамическое равновесие.
   9. Измерение температуры.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Метод введения понятия температуры.
   2. Метод построения температурной шкалы.
   3. Методы измерения температуры.
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/20 Постоянство изменения величины PV/N для газов при изменении их температуры на 100 0С.
   УРАВНЕНИЕ МЕНДЕЛЕЕВА-КЛАПЕЙРОНА
   
   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Уравнение Менделеева - Клапейрона.
   2. Универсальная газовая постоянная и ее численное значение.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/22 Физический фокус: выбрасывание струи воды из трубки с оттянутым концом.
   
ИЗОПРОЦЕССЫ В ГАЗАХ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Понятие изопроцесса.
   2. Изобарный процесс.
   3. Изохорный процесс.
   4. Изотермический процесс.
   5. Закон Бойля-Мариотта.
   6. Закон Гей-Люссака.
   7. Закон Шарля.
   8. Уравнение Клапейрона.
   9. График зависимости давления идеального газа от его объема при постоянной температуре газа.
   10. График зависимости объема идеального газа от его температуры при постоянном давлении газа.
   11. График зависимости давления идеального газа от его температуры при постоянном объеме газа.
   
    ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/23 Зависимость Р = Р(V), при Т = const.
   2/24 Зависимость V = V(T), при Р = const.
   3/25 Зависимость Р = Р(T), при V = const.
   4/26 Диафильм "Газы и их свойства".
   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
   1. Изучение одного из изопроцессов.


ПАРЫ
6 час.

НАСЫЩЕННЫЙ И НЕНАСЫЩЕННЫЙ ПАР

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Понятие испарения.
   2. Понятие конденсации.
   3. Насыщенный пар.
   4. Ненасыщенный пар.
   5. Кипение.
   6. Зависимость температуры кипения жидкости от давления.
   7. Критическая температура.
   8. Критическое состояние вещества.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Метод объяснения свойства паров.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/27 Сравнение скоростей испарения различных жидкостей.
   2/28 Изменение скорости испарения жидкости при изменении ее температуры.
   3/29 Изменение скорости испарения при ее обдувании.
   4/30 Динамическое равновесие пара и жидкости.
   5/31 Кипение.
   6/32 Кипение при повышении и понижении давления.
   7/33 Критическое состояние вещества.
   
ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Абсолютная влажность воздуха.
   2. Относительная влажность воздуха.
   3. Парциальное давление.
   4. Гигрометр волосяной.
   5. Гигрометр конденсационный.
   6. Психрометр.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Схема изучения прибора.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/34 Волосяной гигрометр: устройство и измерение влажности воздуха в классной комнате.
   2/35 Конденсационный гигрометр: устройство и измерение влажности воздуха в классной комнате.
   3/36 Психрометр: устройство и измерение влажности в классной комнате.


ЖИДКОСТИ
6 час.

СВОЙСТВА ПОВЕРХНОСТИ ЖИДКОСТИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Явления, происходящие на поверхности жидкости.
   2. Зависимость силы поверхностного натяжения от длины поверхности, соприкасающейся с жидкостью.
   3. Физический смысл коэффициента поверхностного натяжения жидкости.
   4. Единицы коэффициента поверхностного натяжения жидкости.
   5. Поверхностная энергия жидкости.
   6. Зависимость поверхностной энергии от площади поверхности жидкости.
   
    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. План проведения эксперимента.
   2. Методы объяснения явлений, происходящих на поверхности жидкости.
   
    ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/37 Изменение коэффициента поверхностного натяжения воды с помощью мыльного раствора.
   2/38 Растекание капли масла по поверхности воды.
   3/39 Растекание капли спирта по поверхности воды.
   4/40 Мыльная пленка на каркасах.
   5/41 Движение камфоры по поверхности воды.
   6/42 Измерение силы поверхностного натяжения с помощью микродинамометра.
   
   ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
   1. Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды методами отрыва рамки и капель.
   
ЭФФЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С СИЛАМИ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Смачивание.
   2. Несмачивание.
   3. Капилляры.
   4. Капиллярные явления.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Применение принципа минимальной энергии к объяснению поверхностных эффектов.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/43 Смачивание парафина.
   2/44 Несмачивание парафина.
   3/45 Капилляры.
   4/46 Процесс образования капли.
   5/47 Форма мыльного пузыря.
   6/48 Зависимость избыточного давления под искривленной поверхностью от радиуса кривизны.
   7/49 Диафильм "Свойства жидкостей".


ТВЕРДЫЕ ТЕЛА
6 час.

ТВЕРДЫЕ ТЕЛА И ИХ СВОЙСТВА

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Кристаллы.
   2. Аморфные тела.
   3. Анизотропия кристаллов.
   4. Свойства твердых тел.
   5. Внутреннее строение твердых тел.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Способы объяснения свойств твердых тел.
   2. Применение принципа минимальной энергии к объяснению свойств твердых тел.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/50 Плавление и кристаллизация гипосульфита.
   2/51 Рост кристаллов в поляризованном свете.
   3/52 Различная теплопроводность кристаллической пластины в различных направлениях.
   4/53 Диафильм "Кристаллы".
   
МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ТЕЛ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Деформация.
   2. Упругая деформация.
   3. Пластическая деформация.
   4. Деформации растяжения и сжатия.
   5. Деформация кручения.
   6. Деформация изгиба.
   7. Деформация сдвига.
   8. Абсолютная деформация.
   9. Относительная деформация.
   10. Механическое напряжение.
   11. Предел прочности.
   12. Предел упругости.
   13. Предел пропорциональности.
   14. Модуль упругости.
   15. Закон Гука.
   16. Создание материалов с заранее заданными свойствами.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Методика физического исследования (моделирование процесса).
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/54 Деформации растяжения и сжатия.
   2/55 Деформации кручения.
   3/56 Деформации изгиба.
   4/57 Деформации сдвига.
   5/58 Исследование механических напряжений в поляризованном свете.
   6/59 Упругие деформации.
   7/60 Пластические деформации.
   8/61 Диафильм "Механические свойства твердых тел".
   
   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
   1. Измерение модуля упругости резины.


ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ
12 час.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Количество теплоты.
   2. Виды тепловых процессов.
   3. Удельная теплоемкость вещества.
   4. Удельная теплота плавления вещества.
   5. Удельная теплота парообразования вещества.
   6. Удельная теплота сгорания вещества.
   7. Уравнение теплового баланса.
   8. Внутренняя энергия тела.
   9. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа.
   10. Работа в термодинамике.
   11. Первый закон термодинамики.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Термодинамический метод.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/62 Выстрел пробкой из пробирки при нагревании.
   2/63 Выстрел пробкой из латунной гильзы при ее трении.
   
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРВОГО ЗАКОНА ТЕРМОДИНАМИКИ К РАЗЛИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам (изохорному, изобарному, изотермическо-му).
   2. Удельная теплоемкость газа при постоянном объеме.
   3. Удельная теплоемкость газа при постоянном давлении.
   4. Связь удельных теплоемкостей газа при постоянном объеме и постоянном давлении.
   5. Адиабатический процесс.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/64 Воздушное огниво (нагревание воздуха при его адиабатном сжатии).
   2/65 Образование тумана при адиабатном расширении воздуха.
   
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Тепловой двигатель.
   2. Нагреватель.
   3. Холодильник.
   4. Рабочее тело.
   5. Энергетические процессы в тепловом двигателе.
   6. Коэффициент полезного действия теплового двигателя.
   7. Идеальный тепловой двигатель.
   8. Коэффициент полезного действия идеального теплового двигателя.
   9. Необратимость тепловых процессов.
   10. Холодильные машины.
   11.Тепловые машины и проблемы экологии.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о механизме.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/66 Модель теплового двигателя с каплей анилина.
   2/67 Модель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
   3/68 Модель паровой турбины.
   4/68 Взрыв горючей смеси в цилиндре с поршнем.
   5/69 Взрыв горючей смеси в прозрачном цилиндре.
   6/70 Диафильм "Обратимые и необратимые процессы".
   7/71 Диафильм "Тепловые машины".
   8/72 Диафильм "Двигатель внутреннего сгорания".


ЭЛЕКТРОСТАТИКА
18 час.

ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Электризация.
   2. Способы электризации тел.
   3. Электрическое поле.
   4. Электрический заряд.
   5. Условия электризации.
   6. Применение и проявление электризации.
   7. Вредные действия электризации и способы борьбы с ними.
   8. Объяснение электризации.
   9. Закон сохранения заряда.
   10. Опыт Иоффе - Милликена.
   11. Элементарный заряд.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о физическом явлении.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/73 Электризация эбонитовой палочки.
   2/74 Электризация оргстекла.
   3/75 Электростатический маятник.
   4/76 Взаимодействие заряженных тел.
   5/77 Соединение стержнем одноименно и разноименно заряженных электрометров.
   6/78 Электростатический фильтр.
   7/79 "Парящая ватка."
   
ЗАКОН КУЛОНА

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Закон Кулона.
   2. Диэлектрическая постоянная (численное значение, единицы измерения).
   3. Диэлектрическая проницаемость среды (определение, физический смысл, единицы измерения).
   4. Объяснение зависимости силы Кулона от расстояния между зарядами.
   
    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о законе.
   2. Структура знания об эксперименте, целью которого является установление зависимости между физиче-скими величинами.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/80 Зависимость силы взаимодействия заряженных тех от их зарядов.
   2/81 Зависимость силы взаимодействия заряженных тел от расстояния между ними.
   3/82 Диафильм "Статическое электричество".
   
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Напряженность электростатического поля (определение, физический смысл, единицы измерения).
   2. Потенциал (определение, физический смысл, единица).
   3. Напряжение (определение, физический смысл, единица).
   4. Свойства электростатического поля.
   5. Силовые линии электростатического поля.
   6. Эквипотенциальные поверхности.
   7. Вид силовых линий и эквипотенциальных поверхностей заряженных тел различной конфигурации.
   8. Напряженность поля точечного заряда.
   9. Потенциал поля точечного заряда.
   10. Определение силы, действующей на заряд, помещенный в электростатическое поле.
   11. Принцип суперпозиции электрических полей.
   12. Работа по перемещению заряда в электростатическом поле.
   13. Независимость работы по перемещению заряда в однородном поле от формы траектории.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Способы введения физических понятий.
   2. Методы исследования электростатического поля.
   3. Метод аналогий в физике и его использование в электростатике.
   
    ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/83 Действие силы на пробный заряд в электростатическом поле.
   2/84 Силовые линии электростатического поля (с помощью прибора для демонстрации спектров электри-ческих полей).
   3/85 Силовые линии электростатического поля (с помощью "султанов").
   
ПРОВОДНИКИ И ДИЭЛЕКТРИКИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПОЛЕ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Характер поведения проводников и диэлектриков в электрическом поле.
   2. Объяснение притяжения электронейтральных проводников и диэлектриков к заряженным телам.
   3. Полярные и неполярные диэлектрики.
   4. Экранировка от электрических полей.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/86 Электростатическая индукция.
   2/87 Электризация через влияние.
   3/88 Изменение заряда электрометра при поднесении к нему диэлектрика.
   4/89 Притяжение проводников и диэлектриков к заряженному телу.
   5/90 Экранирование тел проводниками.
   6/91 Изменение напряженности поля в зоне, окружающей диэлектрик.
   
ЭЛЕКТРОЕМКОСТЬ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Определение электроемкости.
   2. Физический смысл электроемкости.
   3. Единица электроемкости.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Способ введения электроемкости.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/92 Исследование зависимости потенциалов шаров, укрепленных на электрометре, от их зарядов.
   
КОНДЕНСАТОРЫ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Конденсаторы.
   2. Виды конденсаторов.
   3. Емкость плоского конденсатора.
   4. Энергия заряженного конденсатора.
   5. Применение конденсаторов.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о приборе.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/93 Внешний вид различных конденсаторов.
   2/94 Исследование зависимости электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними, диэлектрической проницаемости среды.
   3/95 Демонстрация конденсатора как накопителя энергии.
   4/96 Пропускание переменного тока через конденсатор.
   5/97 Настройка радиоприемника с помощью конденсатора переменной емкости.


МАГНЕТИЗМ
12 час.

МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Действие постоянного магнита на магнитную стрелку.
   2. Взаимодействие токов.
   3. Поворот рамки с током в магнитном поле.
   4. Действие проводников с током на магнитную стрелку.
   5. Способы получения магнитного поля.
   6. Проявление магнитных явлений в природе и их применение.
   7. Вредные действия магнитных полей и способы предупреждения этих действий.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Способы исследования магнитных полей.
   2. Структура знания о физическом явлении.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/98 Опыт Эрстеда.
   2/99 Действие постоянного магнита на магнитную стрелку.
   3/100 Взаимодействие параллельных токов.
   4/101 Поворот рамки с током в магнитном поле.
   5/102 Компас.
   6/103 Электромагнит.
   7/104 Магнитная лента.
   8/105 Размагничивание магнита.
   9/106 Диафильм "Магнитное поле Земли".
   
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОКОВ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Объяснение магнитных свойств постоянного магнита.
   2. Закон Ампера.
   3. Физический смысл коэффициента пропорциональности.
   4. Единицы коэффициента пропорциональности.
   5. Магнитная проницаемость среды.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/108 Взаимодействие параллельных токов.
   2/109 Разъединение стопки керамических магнитов.
   
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Свойства магнитного поля.
   2. Определение индукции магнитного поля.
   3. Физический смысл индукции магнитного поля.
   4. Единица индукции магнитного поля.
   5. Силовые линии магнитного поля.
   6. Вид силовых линий магнитного поля проводников с током раз личной
   конфигурации.
   7. Правило буравчика.
   8. Индукция магнитного поля прямого тока.
   9. Сила Ампера.
   10. Сила Лоренца.
   11. Принцип суперпозиции магнитных полей.
   12. Магнитный поток.
   13. Работа по перемещению проводника в магнитном поле.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Способы исследования магнитных полей.
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/110 Взаимодействие токов (изменение силы, действующей на проводник с током, при изменении тока).
   2/111 Силовые линии магнитного поля.
   3/112 Действие силы Ампера на рамку, находящуюся в поле постоянного магнита.
   4/113 Отклонение электронного луча в осциллографе с помощью постоянного магнита.
   5/114 Действие силы Лоренца на ионы в растворе электролита.
   6/115 Механическая модель магнитного потока.
   7/116 Диафильм "Магнитное поле".
   

ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Электроизмерительные приборы магнитоэлектрической и электродинамической систем ( назначение, устройство, принцип работы, применение ).
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/117 Устройство электроизмерительных приборов электродинамической и магнитоэлектрической систем.
   2/118 Диафильм "Электроизмерительные приборы".
   
МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Парамагнетики.
   2. Диамагнетики.
   3. Ферромагнетики.
   4. Домены.
   5. Точка Кюри.
   6. Ферриты.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/119 Силовые линии соленоида.
   2/120 Силовые линии полосового магнита.
   3/121 Изменение индукции магнитного поля соленоида с помощью стального сердечника.
   4/122 Модель молекулярных токов.
   5/123 Диа-, пара-, ферромагнетики.
   6/124 Точка Кюри.
   7/125 Намагничивание и перемагничивание стального стержня в магнитном поле Земли.
   8/126 Диафильм "Магнитные свойства вещества".


ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ
18 час.

ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
12 час.
11 класс
204 часа в год.
8 часов в неделю.
34 учебные недели

СЕТКА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА ФИЗИКИ 11 КЛАССА


Разделы курса Часы
Постоянный электрический ток 24
Электрический ток в различных средах 18
Электромагнитная индукция 18
Колебания различной физической природы. Переменный электрический ток 24
Волны различной физической природы 24
Основы специальной теории относительности 6
Квантовые свойства света 12
Строение атома 6
Строение атомного ядра 12
Физический практикум 12
Повторение курса физики средней школы 30
Резерв времени 18



ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
24 час.

ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Электрический ток.
   2. Условия существования тока в цепи.
   3. Механизм электропроводимости.
   4. Действие электрического тока.
   5. Энергетические преобразования при различных действиях электрического тока.
   6. Направление электрического тока.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/127 Прохождение тока через металлы.
   2/128 Непрохождение тока через диэлектрики.
   3/129 Соединение стержнем одноименно и разноименно заряженных электрометров.
   4/130 Нагревание и свечение никелинового проводника с током.
   5/131 Действие магнитного поля проводника с током на магнитную стрелку.
   6/131 Электролиз.
   7/132 Вращение рамки с током в магнитном поле.
   8/133 Диафильм "Источники тока".
   
ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ. СОПРОТИВЛЕНИЕ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Определение силы тока.
   2. Физический смысл силы тока.
   3. Единица силы тока.
   4. Закон Ома для участка цепи.
   5. Определение сопротивления.
   6. Физический смысл сопротивления.
   7. Единица сопротивления.
   8. Зависимость сопротивления проводника от материала, длины, сечения проводника.
   9. 9. Определение удельного сопротивления.
   10. 10. Единицы удельного сопротивления.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о физическом законе.
   2. Структура знания о физической величине.
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/134 Закон Ома для участка цепи.
   2/135 Зависимость сопротивления проводника от материала, длины, сечения проводника.
   3/136 Зависимость сопротивления проводника от температуры.
   
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Последовательная цепь.
   2. Параллельная цепь.
   3. Связь сил токов на различных участках последовательных и параллельных цепей.
   4. Связь напряжений на различных участках последовательных и параллельных цепей.
   5. Формулы для расчета сопротивления последовательно соединенных проводников.
   6. Формулы для расчета сопротивления параллельно соединенных проводников.
   
   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
   1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
   
ТЕПЛОВОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Закон Джоуля - Ленца.
   2. Формулы для расчета количества теплоты и мощности выделяемых в проводнике при прохождении по нему тока.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/137 Тепловое действие тока.
   2/138 Диафильм "Постоянный ток".
   
ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА. ЗАКОН ОМА ДЛЯ ПОЛНОЙ ЦЕПИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Определение ЭДС.
   2. Физический смысл ЭДС.
   3. Единица ЭДС.
   4. Внутреннее сопротивление источника тока.
   5. Закон Ома для полной цепи.
   6. 6. Сторонние силы.
   7. Падение напряжения.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о физической величине.
   2. Метод моделирования в физике.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/139 Механическая модель полной электрической цепи.
   2/140 Падение напряжения на внешнем участке цепи. Отличие ЭДС и падения напряжения.
   3/141 Закон Ома для полной цепи (с помощью ванны Ома).
   
   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
   1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.


ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ
18 час.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   
   1. Модельные представления о проводимости электрического тока металлами.
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Способы получения знания о механизме проводимости металлов.
   
ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕОРИИ ПРОВОДИМОСТИ МЕТАЛЛОВ.

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Зависимость силы тока в металлах от заряда электронов, их концентрации, скорости упорядоченного движения, площади поперечного сечения проводника.
   2. Вывод зависимости силы тока в металлах от напряжения.
   3. Электронные представления о сопротивлении проводника.
   4. Объяснение зависимости удельного сопротивления проводника от температуры.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/142 Закон Ома для участка цепи.
   2/143 Зависимость сопротивления проводника от материала, сечения, длины.
   3/144 Зависимость сопротивления проводника от температуры.
   4/145 Диафильм "Электронная проводимость металлов".
   
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В ЖИДКОСТЯХ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Электролит.
   2. Электролитическая диссоциация.
   3. Рекомбинация.
   4. Механизм электропроводности электролитов.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/146 Отсутствие электропроводности дистиллированной воды.
   2/147 Отсутствие электропроводности кристаллической соли.
   3/148 Электропроводность раствора соли.
   
ЗАКОНЫ ФАРАДЕЯ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Первый закон Фарадея.
   2. Второй закон Фарадея.
   3. Электрохимический эквивалент вещества (определение, физический смысл, единицы измерения).
   4. Химический эквивалент вещества.
   5. Число Фарадея (физический смысл, единица, численное значение).
   
   
   ДЕМОНСТРАЦИЯ:
   1/149 Выделение меди из раствора медного купороса.
   
   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
   1. Определение электрохимического эквивалента меди.
   
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В ПОЛУПРОВОДНИКАХ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Полупроводники.
   2. Характер зависимости сопротивления полупроводников от температуры и освещенности.
   3. Донор.
   4. Акцептор.
   5. Электронная проводимость.
   6. Дырочная проводимость.
   7. Дырка.
   8. Полупроводники n-типа.
   9. Полупроводники p-типа.
   10. Ковалентная связь.
   11. Собственная проводимость.
   12. Примесная проводимость.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/150 Зависимость сопротивления металла от температуры.
   2/151 Зависимость сопротивления полупроводника от температуры.
   3/152 Зависимость сопротивления полупроводника от освещенности.
   4/153 Электронная проводимость полупроводника.
   5/154 Дырочная проводимость полупроводника.
   6/155 Диафильм "Полупроводники".
   
ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ДИОД

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Полупроводниковый диод.
   2. Назначение диода.
   3. Схема устройства диода.
   4. Принцип работы диода.
   5. Применение диода.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/156 Односторонняя проводимость диода.
   2/157 Внешний вид полупроводниковых диодов.
   3/158 Демонстрация односторонней проводимости диода на экране осциллографа.
   4/159 Выпрямление переменного тока с помощью диода.
   5/160 Сглаживающий фильтр.
   6/161 Диафильм "Полупроводниковый диод".
   
ТРАНЗИСТОР

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Транзистор.
   2. Назначение транзисторов.
   3. Схема устройства.
   4. Принцип работы.
   5. Применение транзисторов.
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/162 Усилитель постоянного тока на транзисторе.
   2/163 Внешний вид транзисторов.
   13/164 Диафильм "Транзисторы".
   
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В ГАЗАХ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Несамостоятельный газовый разряд.
   2. Самостоятельный газовый разряд.
   3. Виды самостоятельных газовых разрядов.
   4. Условия протекания электрического тока в газах.
   5. Ионизация.
   6. Рекомбинация.
   7. Объяснение проводимости газов.
   8. 8. Описание газового разряда на энергетическом языке.
   9. Плазма.
   10. Ударная ионизация.
   11. Аналогия между токами в жидкости и газе.
   12. Применение газовых разрядов.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/165 Ионизация воздуха между заряженными конденсаторными пластинами, присоединенными к элек-трометру.
   2/166 Искровой разряд.
   3/167 Дуговой разряд.
   4/168 Тлеющий разряд.
   5/169 Коронный разряд.
   6/170 Действие лампы дневного света.
   7/171 Рентгеновские трубки (внешний вид).
   8/172 Боковое свечение лазера.
   9/173 Электроискровая обработка металлов.
   10/174 Диафильм "Виды разрядов в газах".
   
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В ВАКУУМЕ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Термоэлектронная эмиссия.
   2. Вакуумный диод.
   3. Прямой накал.
   4. Косвенный накал.
   5. Анод.
   6. Катод.
   7. Вольт - амперная характеристика вакуумного диода.
   8. Ток насыщения.
   9. Объяснение зависимости силы анодного тока от напряжения для диода.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/175 Гашение разряда в газе при уменьшении давления.
   2/176 Снятие вольт - амперной характеристики вакуумного диода.
   3/177 Внешний вид вакуумных диодов.
   
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУЧКИ

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Преобразование энергии электронных пучков в другие виды энергии.
   2. Электроннолучевая трубка.
   3. Электростатический способ отклонения электронных пучков.
   4. Магнитный способ отклонения электронных пучков.
   5. Электронная пушка.
   6. 6. Свойства электронных пучков.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/178 Электронно-лучевая трубка.
   2/179 Управление электронным пучком в электронно-лучевой трубке.
   3/180 Отклонение электронного пучка в магнитном поле.
   4/181 Электронный осциллограф.
   5/182 Кинескоп.
   6/183 Диафильм "Электрический ток в вакууме".


ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ
18 час.

    ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Явление взаимоиндукции.
   2. Индукционное электрическое поле.
   3. Электродвижущая сила индукции.
   4. Закон электромагнитной индукции.
   5. Правило Ленца.
   6. Применение явления электромагнитной индукции.
   7. Вредные действия электромагнитной индукции и способы борьбы с этими вредными действиями.
   8. Самоиндукция.
   9. Индуктивность.
   10. Энергия магнитного поля.
   11. Применение самоиндукции.
   12. Вредные действия самоиндукции и способы борьбы с этими вредными действиями.
    13. Электродвижущая сила индукции в движущихся проводниках.
    14. Правило правой руки
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о физическом явлении.
   2. Метод доказательства от противного.
   3. Метод аналогий в приложении к структуре научного знания.
   4. Правила формирования понятий о производных физических величинах через ближайший род и видо-вое отличие.
   5. Аналитический метод в решении физических задач.
   6. Структура знания о физической теории.
   7. Алгоритмические подходы к решению изобретательских задач.
   8. Способы фиксации информации и их использование при составлении логических конспектов.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/1 Магнитное действие тока (опыт Эрстеда).
   2/2 Появление индукционного тока в катушке, замкнутой на гальванометр, при движении относительно нее постоянного магнита.
   3/3 Появление индукционного тока в катушке, замкнутой на гальванометр, при движении относительно нее электромагнита.
   4/4 Появление индукционного тока в катушке, замкнутой на гальванометр, при включении и выключении тока в другой, рядом рас положенной катушке.
   5/5 Появление индукционного тока в катушке, замкнутой на гальванометр, при плавном увеличении и уменьшении тока в другой, рядом расположенной катушке.
   6/6 Появление индукционного тока в катушке, замкнутой на гальванометр, при внесении в другую, ря-дом расположенную катушку ферромагнитного сердечника.
   7/7 Появление ЭДС индукции в рамке, вращающейся в магнитном поле.
   8/8 Взаимодействие алюминиевого кольца с движущимся относительно него магнитом.
   9/9 Торможение алюминиевой пластины в магнитном поле.
   10/10 Устройство и работа трансформатора.
   11/11 Сварочный трансформатор.
   12/12 Индукционная плавка.
   13/13 Модель индукционного спидометра.
   14/14 Генератор переменного тока.
   15/15 ЭДС индукции при замыкании электрический цепи и размыкании магнитной цепи.
   16/16 ЭДС индукции при размыкании магнитной цепи.
   17/17 ЭДС индукции при размыкании электрической цепи.
   18/18 Диафильм "Явление электромагнитной индукции".


КОЛЕБАНИЯ РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ. ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК
24 час.

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Виды колебаний.
   2. Основные понятия теории колебаний: амплитуда, период, частота, циклическая частота, фаза.
   3. Механические колебания. Свободные механические колебания.
   4. Маятники. Пружинный и нитяной маятники. Математический маятник.
   5. Гармонические колебания.
   6. Превращения энергии при гармонических колебаниях.
   7. Описание гармонических колебаний с помощью второго закона Ньютона и закона сохранения механи-ческой энергии.
   8. Уравнение движения тела, совершающего гармонические колебания.
   9. Период и частота колебаний математического маятника.
   10. Период и частота колебаний пружинного маятника.
   11. Механический резонанс.
   12. Проявление и использование механических колебательных процессов в природе, быту, технике.
   13. Вредное действие механических колебаний и способы предупреждения этих действий.
   14. Свободные электрические колебания в контуре: основные понятия.
   15. Электромеханические аналогии.
   16. Математическое описание свободных незатухающих колебаний в колебательном контуре на энергети-ческом языке.
   17. Автоколебания.
   18. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний на транзисторе и радиолампе.
   19. Вынужденные электромагнитные колебания.
   20. Переменный ток.
   21. Резистор в цепи переменного тока.
   22. Конденсатор в цепи переменного тока.
   23. Катушка в цепи переменного тока.
   24. Закон Ома для цепи переменного тока.
   25. Производство электроэнергии. Генератор переменного тока электромеханического типа.
   26. Мощность переменного тока.
   27. Электрический резонанс.
   28. Трансформатор.
   29. Передача электрической энергии и ее использование.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Теоретические и экспериментальные методы описания физических процессов.
   2. Метод аналогий в физике.
   3. Подходы к решению уравнений, описывающих колебательные процессы.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/19 Колебания математического маятника.
   2/20 Колебания пружинного маятника.
   3/21 Измерение периода колебаний маятника с помощью электронного секундомера.
   4/22 Электромеханическая автоколебательная система.
   5/23 Анкерный механизм часов.
   6/24 Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.
   7/25 Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от величины поля тяготе-ния.
   8/26 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы колеблющегося груза.
   9/27 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от коэффициента жесткости пружины.
   10/28 Сравнение колебаний пружинного маятника с вращательным движением.
   11/29 Получение механической осциллограммы колебаний нитяного маятника.
   1/30 Затухающие электромагнитные колебания в колебательном контуре и исследование зависимости пе-риода этих колебаний от параметров контура.
   2/31 Генератор электромагнитных колебаний на транзисторе (или радиолампе).
   1/32 Зависимость сопротивления конденсатора переменному току от емкости конденсатора и частоты пе-ременного тока.
   2/33 Зависимость сопротивления катушки индуктивности переменному току от величины индуктивно-сти и частоты переменного тока.
   3/34 Сдвиг фаз в цепи переменного тока, содержащей конденсатор и катушку индуктивности (с использо-ванием электронного осциллографа).
   4/35 Сдвиг фаз в цепи переменного тока, содержащей конденсатор и катушку индуктивности (с использо-ванием стрелочных электроизмерительных приборов).
   5/36 Передача электроэнергии на расстояние.


ВОЛНЫ РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
24 час.

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Волновые явления.
   2. Основные понятия, характеризующие волновые процессы: волновая поверхность, фронт волны, луч, гребень, впадина, узел, пучность, сгусток, разряжение, длина волны, скорость распространения волны.
   3. Виды волн.
   4. Распространение колебаний в упругой среде и его механизм.
   5. Свойства волн: распространение в однородной среде, отражение, преломление, фокусировка, интер-ференция, дифракция, поляризация.
   6. Принцип Гюйгенса и его применение к объяснению свойств волн.
   7. Значение волновых явлений в жизни человека.
   8. Звуковые волны. Физические и физиологические характеристики звука.
   9. Свойства звуковых волн.
   10. Ультразвуки и инфразвуки.
   11. Звук в жизни человека.
   13. Основные положения электродинамики. Гипотеза Максвелла.
   12. Связь между переменным электрическим и переменным магнитным полями.
   13. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна.
   14. Излучение электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Опыты Герца.
   15. Энергия электромагнитной волны.
   16. Плотность потока излучения.
   17. Изобретение радио А.С. Поповым.
   18. Принципы современной радиосвязи. Модуляция и детектирование.
   19. Простейший радиоприемник.
   20. Распространение радиоволн.
   21. Свойства электромагнитных волн.
   22. Радиолокация.
   23. Понятие о телевидении.
   24. Современные средства радиосвязи.
   25. Свет как электромагнитная волна.
   26. Скорость света.
   27. Отражение света. Законы отражения света.
   28. Преломление света. Законы преломления света. Полное внутреннее отражение света.
   29. Применение законов отражения и преломления света (зеркала, линзы, глаз как оптическая система, фотоаппарат, диапроектор, микроскоп, телескоп, зрительная труба).
   30. Интерференция света. Применение интерференции света в технике.
   31. Голография.
   32. Дифракция света. Дифракционная решетка.
   33. Дисперсия света. Спектроскоп.
   34. Поляризация света. Применение поляризованного света.
   35. Излучения различных диапазонов волн. Свойства и применение излучений различных диапазонов волн.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о физическом явлении.
   2. Правила классификации объектов.
   3. Логика построения научной теории и ее структура.
   4. Модели и их виды. Моделирование в физике.
   5. Экспериментальные и теоретические методы получения научного знания. Роль и место теории и экспе-римента в физике.
   6. Аналогии при описании физических процессов различной природы.
   
   ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
   1. "Определение показателя преломления стекла".
   2. "Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки".
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/37 Механические волны на поверхности воды.
   2/38 Бегущая поперечная волна на шнуре.
   3/39 Стоячая волна на шнуре.
   4/40 Продольная волна на пружине.
   5/41 Отражение механических волн.
   6/42 Фокусировка механических волн.
   7/43 Преломление механических волн.
   8/44 Дифракция механических волн на препятствии.
   9/45 Дифракция механических волн на отверстии.
   10/46 Интерференция механических волн от двух когерентных источников.
   11/47 Интерференция механических волн от двух отверстий.
   12/48 Интерференционная картина на листе бумаги.
   
   1/49 Иллюстрации к основным положениям электродинамики ( электризация, опыт Эрстеда, явление электромагнитной индукции).
   2/50 Сложение электромагнитных колебаний.
   3/51 Амплитудная модуляция.
   4/52 Демодуляция.
   5/53 Модель радиоприемника Попова.
   6/54 Излучение и прием радиоволн (УВЧ - генератор).
   7/55 Прием радиоволн с помощью диполя.
   8/56 Излучение и прием радиоволн (СВЧ - генератор).
   9/57 Отражение радиоволн.
   10/58 Преломление радиоволн.
   11/59 Дифракция радиоволн на препятствии.
   12/60 Дифракция радиоволн на отверстии.
   13/61 Дифракционная решетка.
   14/62 Модель интерферометра Майкельсона.
   15/63 Интерференция радиоволн (зеркало Ллойда).
   16/64 Роль пассивного вибратора в антенне.
   17/65 Диафильм "Радиолокация".
   18/66 Диафильм "Основы телевидения".
   
   1/67 Отражение света. Законы отражения.
   2/68 Преломление света. Законы преломления.
   3/69 Полное внутреннее отражение света.
   4/70 Собирающие и рассеивающие линзы. Получение изображений с помощью линз.
   5/71 Оптические системы. Получение изображений с помощью систем линз.
   6/72 Дифракция света на щели.
   7/73 Дифракция света на нити.
   8/74 Бипризма Френеля.
   9/75 Дифракция на отверстии.
   10/75 Кольца Ньютона.
   11/76 Интерференция в тонких пленках.
   12/77 Поляризация света.
   13/78 Интерференция поляризованных лучей.
   14/79 Разложение света в спектр с помощью призмы.
   15/80 Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.
   16/81 Сложение спектральных цветов.
   17/82 Спектроскоп и его действие.
   18/83 Диафильм "Линзы".
   19/84 Диафильм "Волновые свойства света".
   20/85 Диафильм "Поляризация света".


ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
6 час.

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Принцип относительности в классической механике и специальной теории относительности.
   2. Постулаты специальной теории относительности.
   3. Основные следствия специальной теории относительности.
   4. Закон взаимосвязи массы и энергии.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о научной теории.
   2. Представления о пространстве, времени, материи в свете идей специальной теории относительности.


КВАНТОВЫЕ СВОЙСТВА СВЕТА
12 час.

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Явление внешнего фотоэффекта.
   2. Условия возникновения внешнего фотоэффекта.
   3. Законы фотоэффекта.
   4. Понятие о квантах света.
   5. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
   6. Применение фотоэффекта.
   7. Фотоны и их свойства.
   8. Корпускулярно-волновой дуализм.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о физическом явлении.
   2. Структура знания об эксперименте, целью которого является исследование зависимости между физиче-скими величинами.
   3. Диалектический подход к описанию явлений природы и интерпретации фактов науки.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/86 - 4/89 Явление внешнего фотоэффекта (облучение медной и цинковой пластин, заряженных по-ложительно и отрицательно, светом от электролампы и от электрической дуги.
   5/90 Исследование зависимости фототока, протекающего в цепи фотоэлемента, от напряжения между его электродами. Получение фототока насыщения.
   6/91 Исследование зависимости силы фототока насыщения от освещенности поверхности фотоэлемента.
   7/92 Исследование зависимости запирающего напряжения для фотоэлемента от частоты падающего из-лучения и его интенсивности.
   8/93 Исследование распределения энергии в спектре излучения электрической дуги.


СТРОЕНИЕ АТОМА
6 час.

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Опыты Резерфорда.
   2. Ядерная модель атома.
   3. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода. Спектр атома водорода.
   4. Экспериментальное доказательство существования стационарных состояний атома.
   5. Механизм испускания и поглощения света атомом.
   6. Непрерывный и линейчатый спектры. Спектральный анализ. Применение спектрального анализа.
   7. Лазер. Применение лазеров.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о научной теории.
   2. Модели в физике и их роль в формировании научного знания.
   3. Структура знания о приборе.
   4. Структура знания об эксперименте.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/94 Опыт Франка-Герца.
   2/95 Сплошной спектр.
   3/96 Спектр поглощения.
   4/97 Устройство и действие газового лазера.
   5/98 Диафильм "Оптические квантовые генераторы".
   6/99 Диафильм "Атом и его строение".


СТРОЕНИЕ АТОМНОГО ЯДРА
6 час.

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Явление радиоактивности: открытие и основные опытные факты. Виды радиоактивных излучений и их свойства.
   2. Состав атомного ядра.
   3. Энергия связи атомного ядра.
   4. Ядерные реакции и их энергетический выход.
   5. Методы регистрации заряженных частиц.
   6. Закон радиоактивного распада.
   7. Радиоактивные изотопы и их использование. Биологическое действие радиоактивных излучений.
   8. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор.
   9. Термоядерные реакции.
   10. Ядерная энергетика: проблемы и перспективы развития. Экологические проблемы ядерной энергети-ки.
   11. Элементарные частицы и их свойства. Взаимное превращение элементарных частиц.
   
   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Структура знания о физическом явлении.
   2. Методы изучения явлений микромира.
   
   ДЕМОНСТРАЦИИ:
   1/100 Модель камеры Вильсона.
   2/101 Газоразрядный счетчик заряженных частиц.
   3/103 Диафильм "Трековые приборы в ядерной физике".


ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
12 час.
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
30 час.

   ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
   1. Основные понятия кинематики.
   2. Основные понятия и законы динамики. Применение законов динамики.
   3. Законы сохранения. Применение законов сохранения.
   4. Основные понятия и законы молекулярной физики и термодинамики.
   5. Идеальный газ. Свойства газов.
   6. Жидкости. Свойства поверхностного слоя жидкостей.
   7. Твердые тела. Механические свойства твердых тел.
   8. Электростатика и магнетизм.
   9. Основные понятия и законы постоянного тока.
   10. Электрический ток в металлах.
   11. Электрический ток в полупроводниках.
   12. Электрический ток в жидкостях.
   13. Электрический ток в вакууме
   14. Электрический ток в газах.
   15. Явление электромагнитной индукции.
   16. Колебания различной физической природы.
   17. Волны различной физической природы. Свойства волн.
   18. Световые кванты.
   19. Строение атома.
   20. Строение атомного ядра.
   21. Физическая картина мира.
Назад          Вверх          Скачать
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ