Школа как социальный институт всегда выполняет социальный заказ общества. Еще в 1988 году на пленуме ЦККПСС было сказано "Выпускник должен войти в жизнь не безликим индивидом, а личностью, крепкой душой и телом, готовой участвовать в соревновании умов и талантов, личностью свободной от психологии потребительства, человеком большой культуры и широкого кругозора".
Этот вопрос актуален и по сей день. Мы видим один из путей решения этой проблемы в гуманитаризации ЕНО, в частности физики.
Слово "гуманитарный" переводится как человеческая природа, создание условий для раскрытия которой должен обеспечить учитель при помощи знаний являющихся средством развития личности, ее возвышения, формирования человеческого в человеке.
Гуманитаризация не однозначное понятие, некоторые понимают под гуманитаризацией уменьшение часов на естественные науки и увеличение часов на предметы гуманитарного цикла. На наш взгляд направленность гуманитарного образования состоит в том, что каждая научная область имеет свой гуманитарный потенциал, следовательно, можно говорить о поиске гуманитарного знания и способа мышления и в естественных науках.
Этой проблемой занимались многие ученые. Так, например, С.А Комисарова [1] видит выход на гуманитаризацию в ЕНО в использовании задачной технологии. Она определяет гуманитаризацию как способ организации познавательной деятельности, ориентированной на целостное освоение природной действительности субъектом и осознание им своего места в целостном природно-социальном мире.
Маркина предлагает использовать на уроках физики произведения живописи и музыки. Шаронова Н.В. [2] и Зорина Л.Я. [3] гуманитарную компоненту физики предлагают реализовать включением в учебный процесс материала историко-биографического и экологического характера. В.И. Данильчук [4] и В.М. Симонов [5] рассматривают этот вопрос через призму личностно-ориентированной парадигмы.
Мы будем придерживаться определения гуманитаризации данного В.П. Зинченко [6] в педагогической энциклопедии. Гуманитаризация образования - система мер направленная на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых.
Учитель при построении учебно-воспитательного процесса опирается на опыт накопленный обществом, т.е. социальный опыт. В зависимости от идей, тенденций, направлений, которых придерживается учитель, меняется и способ его деятельности и деятельности учеников. Рассмотрим, как же это можно сделать в контексте гуманитаризации ЕНО.
При описании явлений и объектов окружающей действительности учитель опирается на четыре элемента содержания образования. Это движение к знанию, опыт деятельности в стандартной ситуации, опыт творческой деятельности, обязательным условием является рассмотрение этого явления через призму эмоционально-ценностных отношений. В этом случае ученик будет воспринимать явление не просто как факт, а обратит внимание на его красоту, многообразие сторон восприятия этого явления, его неоднозначность.
Нельзя не согласится с высказыванием В.Я. Лыкова [7] " Тот, кто не видит красоты в обычных вещах и повседневных явлениях живет неполной жизнью, тому никогда не откроется тайна смысла существования этого мира, и тому не дано занять свое место в нем".
С этой целью мы предлагаем описывать явления на разных языках, т.е. с позиции физика, музыканта, поэта и т.д.
Например, при изучении вопроса о прямолинейности распространения света можно рассмотреть такое ежедневно наблюдаемое явление, как рассвет и восход Солнца. При этом следует включить музыкальный фрагмент из произведений японского композитора Китаро, дать задание ученикам придумать название этому фрагменту, в котором они без труда узнают восход Солнца. В дополнение к этому рекомендуется продемонстрировать учащимся, как запечатлел восход Солнца фотограф.
Явление отражения света можно перевести на язык, как живописи, так и прозы. Вот как, описал это явление профессор Линник Ю.В. [8]: "Красота отражений - это гармония симметрий. Зеркальная гладь озера становится как бы новым измерением, внутри которого мы видим копию нашего мира. Кроны и корни там поменялось местами; образ чайки оказывается на одном уровне с дремлющей щукой. А повторенные облака! - как будто в каком-то огромном телескопе, просвечивающем толщь земную, видишь небо другого полушария. Отражение - это рифма природы".
Сущностный и количественный аспект описания явления при любых установках в системе образования не обойдется без решения задач. В нашем случае это гуманитарно-ориентированные задачи: задачи экологического содержания; задачи направленные на уяснение важность обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, как одной из главных ценностей человечества; задачирассуждения о различных смыслах; задачи направленные на отыскание способов решения проблемы. Примером такой задачи может служить задача по практическому применению трансформатора.
Перед учениками ставится проблема: "В Барнауле есть источник тока и линия электропередач протянутая в Новоалтайск. Лампочка, включенная в сеть в Барнауле - горит, а в Новоалтайске нет".
В ходе поиска выхода из сложившейся ситуации, учащиеся совместно с учителем приходят к выводу о необходимости повышения напряжения, а значит использовании такого приспособления как трансформатор. При решении таких задач учащиеся осознают ценность приобретаемого ими знания.
Хотелось бы отметить, что не всегда идеи заложенные в программных документах находят отражение в учебных пособиях, на наш взгляд в ценностном отношении большое значение имеют задания направленные на работу учеников с текстами касающимися биографических сведений об ученых, истории открытия явления. При работе с таким материалом ученик будет иметь представление об ученом не как о портрете с комментарием "родился, женился, открыл и умер", а о человеке, с его эмоциями, чувствами, страхами, моральными принципами.
Например, при работе с текстами "В поисках гармонии", "Гипотез - не измышляю" составленных на основе книги Мороза О.П. [9] и, отвечая на вопросы типа:
Ученым какого времени присущи были умозрительные умозаключения?
Каким качеством характеризует Ньютона его биография?
Какой элемент "современной" теории познания отвергал Ньютон?
Каким явлениям были навеяны первые работы Ньютона?
Каковы причины, по которым Ньютон пытался оставить научное занятие?
Кому же принадлежат открытия, заявленные Ньютоном?
Какие из открытий актуальны сейчас?
Теория Ньютона - миф, заблуждение, ценность?
Какие события предшествовали знаменитым опытам с призмой?
К каким выводам приходит Ньютон после своих опытов?
Как Гете разоблачил Ньютона?
Чем можно объяснить непреклонность Гете в его борьбе против Ньютона?
Посредством чего Гете предлагает познавать "тайну вечной гармонии"?
Можно ли полностью раскрыть существо явления, не прибегая к "хитроумным приборам"?
Можно ли найти в рассуждениях Гете противоречия самому себе?
Продолжите фразу: "Гете - поэт, …"
Каковы причины, по которым Ньютон пытался оставить научное знание?
Теория Ньютона - миф, заблуждение, ценность?
Как Гете разоблачил Ньютона?
ребята увидят борьбу идей, поиск жизненных смыслов, окунуться в эпоху этого открытия.
Таким образом, перечисленные элементы, т.е. гуманитарно-ориентированные задачи, историко-биографический материал, описание явлений различными средствами, позволит каждому ученику определить в каком направлении ему хотелось бы продолжить свое развитие, а значит, знания, приобретаемые на занятиях, обретут для него личностный смысл, т.е. станут личностно значимыми, а, следовательно, такие знания, по определению Подкорытова Г.А. [10], можно считать гуманитарными.
Список литературы.
1. Комисарова С.А. Задачная технология - как средство гуманитаризации естественнонаучного образования. 2002.
2. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в средней школе./ Н.В. Шаронова, Р.Н. Щербаков - Талин, 1994 .- 157с.
3. Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. 1993.
4. Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе.- Волгоград, 1996.
5. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма.- Волгоград, 2000 .- 294 с.
6. Зинченко В.П. Гуманитаризация // Российская педагогическая энциклопедия.- М.: Научное издательство, 1993 .- С. 239.
7. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1986 .- 144 с.
8. Линник Ю.В. Книга природы.- Карелия, 1978 .- 350 с.
9. Мороз О.П. В поисках гармонии.- М.: Атомиздат, 1978 .- 208 с.
10. Подкорытов Г.А. От гуманитарного знания к гуманистическому сознанию. // Социогуманитарное знание.- 1991.